You are currently viewing 8 самых надежных немецких КПП

В Германии наибольшее распространение получили автомобили с механической трансмиссией и дизелем. Но производители также предлагают модели с АКПП и роботами, вариаторы практически не встречаются. Самые надежные коробки передач немецких машин могут пройти свыше 250 тыс. км без ремонта, но с регулярной заменой масла.

Обзор плюсов и минусов немецких КПП

На автомобилях немецкого производства используются следующие виды коробок передач:

  • механические с 5 или 6 скоростями (на Porsche 911 можно встретить 7-ступенчатую МКПП);
  • гидромеханические с 6-9 передачами (количество ступеней зависит от модели автомобиля и производителя);
  • роботизированные с двойным сцеплением и 6-8 скоростями;
  • бесступенчатые вариаторные — ограниченно применялись Audi до 2016 г.

Как правило, каждая модель автомобиля предлагается с несколькими типами коробок (например, с МКПП или АКПП). Но некоторые немецкие марки стараются перейти на единый тип трансмиссии. Например, многие современные модели Mercedes-Benz оснащаются только 9-скоростной автоматической коробкой с возможностью ручного переключения.

Механика

Механическая коробка состоит из нескольких валов, переключение ступеней происходит путем перемещения блоков шестерен. В конструкции предусматриваются синхронизаторы, позволяющие выбрать нужную передачу без двойного выжима сцепления. Для смазки деталей в МКПП залито масло, которое подается к зонам трения разбрызгиванием.

Основные преимущества «механики»:

  • относительная простота ремонта;
  • сниженный расход топлива по сравнению с «автоматами» старого типа (с 4-5 передачами);
  • возможность буксировки автомобиля и запуска двигателя на ходу.

Недостатки МКПП:

  • повышение нагрузки на водителя при движении в пробках;
  • необходимость быстрого подбора передачи в зависимости от скорости движения;
  • риск перекручивания двигателя при неправильном выборе скорости.

Автомат

В конструкции коробки имеется гидротрансформатор, обеспечивающий передачу крутящего момента. Изменение передаточного отношения осуществляется планетарными рядами и пакетами фрикционов. Для работы трансмиссии используется специальное масло, которое подается в систему под давлением.

Автомат коробкаВ конструкции коробки имеется гидравлический блок с соленоидами для подачи масла по сигналам от блока управления. Лучшая автоматическая коробка передач обеспечивает динамику на уровне МКПП и позволяет повысить уровень комфорта при одновременном сохранении низкого расхода топлива.

Основные преимущества гидромеханической трансмиссии:

  • простота управления;
  • отсутствие рывков при переключении (в случае исправной коробки);
  • исключен выход двигателя на чрезмерные обороты из-за неправильно выбранной передачи.

Недостатки автоматических коробок:

  • увеличенный расход топлива (проблема касается только старых АКПП с 4-5 передачами);
  • необходимость регулярного обслуживания (замены масла и фильтра);
  • повышенная стоимость ремонта.

Робот

Роботизированные или преселективные коробки (например, DSG от концерна VAG) имеют два сцепления, отвечающих за выпор четных и нечетных передач. После старта на первой ступени электроника включает вторую, а затем замыкает соответствующую четному ряду муфту сцепления с одновременным отключением сцепления нечетного ряда. При дальнейшем переключении цикл повторяется.

Принцип работы коробки робот
Принцип работы коробки робот

Роботизированные коробки с двойным сцеплением можно разделить на группы:

  • с сухим сцеплением, рассчитанным на крутящий момент 250-280 Н*м;
  • с мокрым многодисковым сцеплением, выдерживающим момент свыше 350 Н*м.

Основные преимущества РКПП с двойным сцеплением:

  • быстрое и плавное переключение ступеней;
  • возможность определения состояния путем компьютерной диагностики;
  • снижение расхода топлива за счет большего числа скоростей и оптимального выбора;
  • сохранение динамики разгона (не хуже, а в ряде случаев – лучше, чем при использовании МКПП).

Недостатки роботов:

  • ограниченный ресурс ряда узлов (например, двойного сцепления или деталей вилок переключения);
  • усложнение конструкции трансмиссии и необходимость установки двухмассового маховика на двигатель;
  • увеличение стоимости нового автомобиля.

Отдельной категорией роботов являются механические коробки с электрическим приводом для управления муфтой сцепления и механизмом переключения (например, Easytronic от Opel). Плюсом таких агрегатов являются простота конструкции и низкая стоимость. Но коробка всегда переключает ступени с толчками, не рассчитана на эксплуатацию автомобиля с прицепом (либо имеются жесткие ограничения по весу).

Вариатор

Бесступенчатый вариатор состоит из двух валов с регулируемыми конусами, по которым движется стальной ремень (тянущий или толкающий). Изменение передаточного отношения достигается перемещением конических поверхностей. В картере вариатора залито масло для охлаждения и смазки конусов и пластинчатого ремня. В конструкции вариатора имеется планетарный редуктор, позволяющий менять направление движения.

Вариатор АудиПреимущества вариаторов:

  • плавное изменение скорости;
  • возможность выбора фиксированных передач вручную (режим есть не во всех вариаторах);
  • экономия топлива.

Недостатки бесступенчатых трансмиссий:

  • ограниченный передаваемый крутящий момент;
  • чувствительность коробки к пробуксовке или перегрузкам;
  • необходимость частой замены масла.

Топ лучших коробок

При составлении рейтинга учитывались:

  • количество отрицательных отзывов;
  • распространенность коробки;
  • доступность запасных частей.

Коробки с ручным переключением

Лучшие механические коробки передач немецких автомобилей:

  1. Линейка 6-ступенчатых коробок MQ350, используемых на автомобилях концерна VAG (например, на Tiguan). Агрегат рассчитан на момент 320-400 Н*м в зависимости от года выпуска.
  2. Getrag 420G с 6 передачами переднего хода, использовалась на автомобилях BMW с бензиновыми моторами, развивающими крутящий момент до 495 Н*м.

МКПП от БМВРаботоспособность и ресурс механической коробки зависят от условий эксплуатации. При замене масла через каждые 60-80 тыс. км и аккуратном переключении скоростей, агрегаты выдерживают свыше 300 тыс. км (т.е. больше ресурса двигателя).

Преселективные коробки

Самые лучшие и надежные роботизированные коробки немецких машин по состоянию на 2023 г:

  1. DQ500 с многодисковым сцеплением, рассчитанная на входящий момент до 600 Н*м. Ставится на кроссоверы и коммерческие автомобили группы VAG, может работать с бензиновыми или дизельными двигателями. С 2015 г. начался выпуск модификации DQ380/381, предназначенной для моторов небольшого литража (момент не выше 400 Н*м).
  2. DQ200 с «сухим» сцеплением, рассчитанным на крутящий момент не более 250 Н*м. Ставится на бюджетные автомобили группы VAG (например, VW Polo или Skoda Rapid с 1,4-литровыми моторами с турбонаддувом).
  3. Mercedes-Benz 7G-DCT и 8G-DCT с «мокрым» сцеплением и 7 либо 8 передачами. Коробки созданы совместно с компанией Getrag, на ранних версиях была проблема с выходом из строя блока управления из-за перегрева.
Робот 7 ДСГ
Коробка передач 7G-DCT от Мерседес

Компания VAG является пионером внедрения преселективных коробок на автомобилях. Первые серийные образцы не отличались надежностью, концерн объявлял отзывные компании и расширял срок гарантии на трансмиссию. Постепенно проблемы были устранены, роботы стали появляться и у других производителей. Современные РКПП практически не уступают по надежности МКПП. Проблемы возможны при нарушении правил эксплуатации или пробегах свыше 200 тыс. км.

Автоматические коробки

В короткий рейтинг лучших АКПП на автомобилях немецких марок вошли:

  1. Линейки коробок ZF для BMW (6 или 8 передач – в зависимости от поколения).
  2. AQ250, широко используемая на автомобилях VAG с 2003 г. и разработанная компанией Aisin.
  3. 9G-Tronic с 9 передачами для автомобилей Mercedes-Benz.
    9G-Tronic
    Новая 9G-Tronic от Мерседес-Бенц

Таблица с обобщением плюсов и минусов каждой перечисленной КПП

Основные преимущества и недостатки лучших КПП представлены в виде таблицы. Если владелец не определился с ответом на вопрос – а с какой коробкой передач лучше брать машину, то рекомендуется проанализировать сведения, а затем совершить тест-драйвы на автомобилях с разными типами трансмиссии.

Модель коробкиПреимуществаНедостатки
MQ350Легкость переключения.

Отсутствие шума при работе.

Синхронизаторы и вилки не рассчитаны на частые резкие переключения.

Разрушение подшипника на задней опоре первичного вала.

Getrag 420GКороткий ход рычага переключения.

Большой ресурс (от 250 тыс. км).

Выход из строя подшипников первичного вала.

Течь сальников из-за износа.

DQ500Быстрота переключения.

Поддержка спортивного режима.

Необходимость периодической замены двухмассового маховика

Выход из строя электроники из-за перегрева (следствие засорения теплообменника).

DQ200Возможность компьютерной диагностики.

Распространенность на вторичном рынке.

Не подойдет любителям доработки двигателей.

Высокая чувствительность соленоидов к загрязнению масла.

Mercedes-Benz 7G-DCTВозможность компьютерной диагностики.

Поддержка ручного переключения.

Ресурс сцепления около 150 тыс. км.
ZF 8HP45Снижение уровня шума при движении за счет 8 передач.

Экономия топлива.

Использование алюминиевых одноразовых болтов.

Быстрый износ блокировки гидротрансформатора.

AQ250Возможность ручного переключения.

Снижение расхода топлива.

Слабые накладки блокировки дифференциала (ресурс около 150 тыс. км).

Требовательность к чистоте теплообменника.

9G-TronicШирокий диапазон передаточных чисел.

Компактность и небольшой вес.

Неразборный модуль мехатроника.

Встроенный в нижнюю крышку фильтр (узел меняется в сборе).

Краткое резюме

Какие коробки передач можно встретить на новых немецких автомобилях?

На машинах ставятся механические, автоматические и преселективные (роботизированные) КПП.

Существовали ли немецкие машины с вариаторами?

Да, такие коробки использовала компания Audi до 2016 г.

Какая коробка передач лучше – робот или вариатор?

Немецкие автомобильные компании не используют вариаторы на новых машинах. Роботизированные трансмиссии с 7 передачами по своим характеристикам сравнялись или превзошли вариаторы. Роботы более надежны – некоторые автомобили VAG с коробками DSG прошли свыше 500 тыс. км без капитального ремонта.

Какую коробку выбрать при покупке — робот или классическую гидромеханическую трансмиссию?

Преселективные коробки обеспечивают быстрое переключение скоростей, кроме того, производители не предусматривают выпуск одной модели с роботом и АКПП.

Как определить состояние АКПП или робота при покупке подержанной машины?

Провести компьютерную диагностику для робота, а затем совершить пробную поездку – толчки при переключении указывают на наличие проблем. Точнее определить состояние можно только в условиях сервиса.

Mark Xantz

Автомобильный журналист. Родился в Германии, в 13 лет переехал с семьей в Москву. Окончил МАМИ.

Добавить комментарий