В Германии наибольшее распространение получили автомобили с механической трансмиссией и дизелем. Но производители также предлагают модели с АКПП и роботами, вариаторы практически не встречаются. Самые надежные коробки передач немецких машин могут пройти свыше 250 тыс. км без ремонта, но с регулярной заменой масла.
Обзор плюсов и минусов немецких КПП
На автомобилях немецкого производства используются следующие виды коробок передач:
- механические с 5 или 6 скоростями (на Porsche 911 можно встретить 7-ступенчатую МКПП);
- гидромеханические с 6-9 передачами (количество ступеней зависит от модели автомобиля и производителя);
- роботизированные с двойным сцеплением и 6-8 скоростями;
- бесступенчатые вариаторные — ограниченно применялись Audi до 2016 г.
Как правило, каждая модель автомобиля предлагается с несколькими типами коробок (например, с МКПП или АКПП). Но некоторые немецкие марки стараются перейти на единый тип трансмиссии. Например, многие современные модели Mercedes-Benz оснащаются только 9-скоростной автоматической коробкой с возможностью ручного переключения.
Механика
Механическая коробка состоит из нескольких валов, переключение ступеней происходит путем перемещения блоков шестерен. В конструкции предусматриваются синхронизаторы, позволяющие выбрать нужную передачу без двойного выжима сцепления. Для смазки деталей в МКПП залито масло, которое подается к зонам трения разбрызгиванием.
Основные преимущества «механики»:
- относительная простота ремонта;
- сниженный расход топлива по сравнению с «автоматами» старого типа (с 4-5 передачами);
- возможность буксировки автомобиля и запуска двигателя на ходу.
Недостатки МКПП:
- повышение нагрузки на водителя при движении в пробках;
- необходимость быстрого подбора передачи в зависимости от скорости движения;
- риск перекручивания двигателя при неправильном выборе скорости.
Автомат
В конструкции коробки имеется гидротрансформатор, обеспечивающий передачу крутящего момента. Изменение передаточного отношения осуществляется планетарными рядами и пакетами фрикционов. Для работы трансмиссии используется специальное масло, которое подается в систему под давлением.
В конструкции коробки имеется гидравлический блок с соленоидами для подачи масла по сигналам от блока управления. Лучшая автоматическая коробка передач обеспечивает динамику на уровне МКПП и позволяет повысить уровень комфорта при одновременном сохранении низкого расхода топлива.
Основные преимущества гидромеханической трансмиссии:
- простота управления;
- отсутствие рывков при переключении (в случае исправной коробки);
- исключен выход двигателя на чрезмерные обороты из-за неправильно выбранной передачи.
Недостатки автоматических коробок:
- увеличенный расход топлива (проблема касается только старых АКПП с 4-5 передачами);
- необходимость регулярного обслуживания (замены масла и фильтра);
- повышенная стоимость ремонта.
Робот
Роботизированные или преселективные коробки (например, DSG от концерна VAG) имеют два сцепления, отвечающих за выпор четных и нечетных передач. После старта на первой ступени электроника включает вторую, а затем замыкает соответствующую четному ряду муфту сцепления с одновременным отключением сцепления нечетного ряда. При дальнейшем переключении цикл повторяется.
Роботизированные коробки с двойным сцеплением можно разделить на группы:
- с сухим сцеплением, рассчитанным на крутящий момент 250-280 Н*м;
- с мокрым многодисковым сцеплением, выдерживающим момент свыше 350 Н*м.
Основные преимущества РКПП с двойным сцеплением:
- быстрое и плавное переключение ступеней;
- возможность определения состояния путем компьютерной диагностики;
- снижение расхода топлива за счет большего числа скоростей и оптимального выбора;
- сохранение динамики разгона (не хуже, а в ряде случаев – лучше, чем при использовании МКПП).
Недостатки роботов:
- ограниченный ресурс ряда узлов (например, двойного сцепления или деталей вилок переключения);
- усложнение конструкции трансмиссии и необходимость установки двухмассового маховика на двигатель;
- увеличение стоимости нового автомобиля.
Отдельной категорией роботов являются механические коробки с электрическим приводом для управления муфтой сцепления и механизмом переключения (например, Easytronic от Opel). Плюсом таких агрегатов являются простота конструкции и низкая стоимость. Но коробка всегда переключает ступени с толчками, не рассчитана на эксплуатацию автомобиля с прицепом (либо имеются жесткие ограничения по весу).
Вариатор
Бесступенчатый вариатор состоит из двух валов с регулируемыми конусами, по которым движется стальной ремень (тянущий или толкающий). Изменение передаточного отношения достигается перемещением конических поверхностей. В картере вариатора залито масло для охлаждения и смазки конусов и пластинчатого ремня. В конструкции вариатора имеется планетарный редуктор, позволяющий менять направление движения.
Преимущества вариаторов:
- плавное изменение скорости;
- возможность выбора фиксированных передач вручную (режим есть не во всех вариаторах);
- экономия топлива.
Недостатки бесступенчатых трансмиссий:
- ограниченный передаваемый крутящий момент;
- чувствительность коробки к пробуксовке или перегрузкам;
- необходимость частой замены масла.
Топ лучших коробок
При составлении рейтинга учитывались:
- количество отрицательных отзывов;
- распространенность коробки;
- доступность запасных частей.
Коробки с ручным переключением
Лучшие механические коробки передач немецких автомобилей:
- Линейка 6-ступенчатых коробок MQ350, используемых на автомобилях концерна VAG (например, на Tiguan). Агрегат рассчитан на момент 320-400 Н*м в зависимости от года выпуска.
- Getrag 420G с 6 передачами переднего хода, использовалась на автомобилях BMW с бензиновыми моторами, развивающими крутящий момент до 495 Н*м.
Работоспособность и ресурс механической коробки зависят от условий эксплуатации. При замене масла через каждые 60-80 тыс. км и аккуратном переключении скоростей, агрегаты выдерживают свыше 300 тыс. км (т.е. больше ресурса двигателя).
Преселективные коробки
Самые лучшие и надежные роботизированные коробки немецких машин по состоянию на 2023 г:
- DQ500 с многодисковым сцеплением, рассчитанная на входящий момент до 600 Н*м. Ставится на кроссоверы и коммерческие автомобили группы VAG, может работать с бензиновыми или дизельными двигателями. С 2015 г. начался выпуск модификации DQ380/381, предназначенной для моторов небольшого литража (момент не выше 400 Н*м).
- DQ200 с «сухим» сцеплением, рассчитанным на крутящий момент не более 250 Н*м. Ставится на бюджетные автомобили группы VAG (например, VW Polo или Skoda Rapid с 1,4-литровыми моторами с турбонаддувом).
- Mercedes-Benz 7G-DCT и 8G-DCT с «мокрым» сцеплением и 7 либо 8 передачами. Коробки созданы совместно с компанией Getrag, на ранних версиях была проблема с выходом из строя блока управления из-за перегрева.
Компания VAG является пионером внедрения преселективных коробок на автомобилях. Первые серийные образцы не отличались надежностью, концерн объявлял отзывные компании и расширял срок гарантии на трансмиссию. Постепенно проблемы были устранены, роботы стали появляться и у других производителей. Современные РКПП практически не уступают по надежности МКПП. Проблемы возможны при нарушении правил эксплуатации или пробегах свыше 200 тыс. км.
Автоматические коробки
В короткий рейтинг лучших АКПП на автомобилях немецких марок вошли:
- Линейки коробок ZF для BMW (6 или 8 передач – в зависимости от поколения).
- AQ250, широко используемая на автомобилях VAG с 2003 г. и разработанная компанией Aisin.
- 9G-Tronic с 9 передачами для автомобилей Mercedes-Benz.
Таблица с обобщением плюсов и минусов каждой перечисленной КПП
Основные преимущества и недостатки лучших КПП представлены в виде таблицы. Если владелец не определился с ответом на вопрос – а с какой коробкой передач лучше брать машину, то рекомендуется проанализировать сведения, а затем совершить тест-драйвы на автомобилях с разными типами трансмиссии.
Модель коробки | Преимущества | Недостатки |
MQ350 | Легкость переключения. Отсутствие шума при работе. | Синхронизаторы и вилки не рассчитаны на частые резкие переключения. Разрушение подшипника на задней опоре первичного вала. |
Getrag 420G | Короткий ход рычага переключения. Большой ресурс (от 250 тыс. км). | Выход из строя подшипников первичного вала. Течь сальников из-за износа. |
DQ500 | Быстрота переключения. Поддержка спортивного режима. | Необходимость периодической замены двухмассового маховика Выход из строя электроники из-за перегрева (следствие засорения теплообменника). |
DQ200 | Возможность компьютерной диагностики. Распространенность на вторичном рынке. | Не подойдет любителям доработки двигателей. Высокая чувствительность соленоидов к загрязнению масла. |
Mercedes-Benz 7G-DCT | Возможность компьютерной диагностики. Поддержка ручного переключения. | Ресурс сцепления около 150 тыс. км. |
ZF 8HP45 | Снижение уровня шума при движении за счет 8 передач. Экономия топлива. | Использование алюминиевых одноразовых болтов. Быстрый износ блокировки гидротрансформатора. |
AQ250 | Возможность ручного переключения. Снижение расхода топлива. | Слабые накладки блокировки дифференциала (ресурс около 150 тыс. км). Требовательность к чистоте теплообменника. |
9G-Tronic | Широкий диапазон передаточных чисел. Компактность и небольшой вес. | Неразборный модуль мехатроника. Встроенный в нижнюю крышку фильтр (узел меняется в сборе). |
Краткое резюме
Какие коробки передач можно встретить на новых немецких автомобилях?
На машинах ставятся механические, автоматические и преселективные (роботизированные) КПП.
Существовали ли немецкие машины с вариаторами?
Да, такие коробки использовала компания Audi до 2016 г.
Какая коробка передач лучше – робот или вариатор?
Немецкие автомобильные компании не используют вариаторы на новых машинах. Роботизированные трансмиссии с 7 передачами по своим характеристикам сравнялись или превзошли вариаторы. Роботы более надежны – некоторые автомобили VAG с коробками DSG прошли свыше 500 тыс. км без капитального ремонта.
Какую коробку выбрать при покупке — робот или классическую гидромеханическую трансмиссию?
Преселективные коробки обеспечивают быстрое переключение скоростей, кроме того, производители не предусматривают выпуск одной модели с роботом и АКПП.
Как определить состояние АКПП или робота при покупке подержанной машины?
Провести компьютерную диагностику для робота, а затем совершить пробную поездку – толчки при переключении указывают на наличие проблем. Точнее определить состояние можно только в условиях сервиса.