Интервью с работником завода Фольксваген в Калуге: последние новости

You are currently viewing Интервью с работником завода Фольксваген в Калуге: последние новости

Наш собеседник попросил не упоминать его имя. Приводим полное интервью с работником завода Фольксваген Групп в Калуге. Узнаем, правдивы ли слухи, что предприятие закрыли и продали.

Фольксваген Групп РусРасскажите немного о своей работе на уже теперь бывшем заводе Фольксваген Групп РУС.

Я пришел на предприятие в середине 2008 г., по образованию инженер-механик. Но в силу специфики завода были предложены места в отделах качества готовой продукции и логистики. Я выбрал второй вариант, за последующие годы поменял несколько мест уже внутри логистики. Был и в оперативной логистике (непосредственная поставка деталей со склада на линию) и поработал в офисе в должности диспонента.

Какие наиболее яркие впечатления остались у вас в памяти?

Запомнился процесс запуска производства Поло-седан. Где-то до 2011-12 гг. вообще было стремление у всех к совершенствованию с профессиональной точки зрения. Затем уже все вошло в накатанное, можно сказать стагнационное, русло. Но сильнее всего врезались в память именно первые годы – было среди сотрудников какое-то желание стремиться к лучшему, ожидание каких-то прекрасных достижений.

И как вы восприняли новости о приостановке производства?

Изначально в феврале 2022 г. никто и не думал о прекращении деятельности. Но потом все произошло стремительно – уже в первых числах марта остановилась площадка в Нижнем Новгороде, а с середины месяца замер конвейер и в Калуге. Поначалу нам всем казалось – это ненадолго, постоянно появлялись планы – мы возобновляем работу в мае, потом сроки стали сдвигаться на лето и осень.

Работодатель как-то старался удержать персонал? Ведь простой – это убытки для завода.

Знаете, вот что касается попыток удержания – я считаю, что Фольксваген Групп РУС приложил все усилия. Первые два месяца нам выплачивали что-то около 80% от заработка. Потом конечно все перевели на 2/3. Но согласитесь – держать в простое более 4300 человек и платить им ежемесячно, это серьезные суммы. Кроме того, часть персонала продолжала работать – люди отгружали ранее собранные машины, поддерживали сферу снабжения запасными частями и т.д.

Примерно с осени прошлого года появились слухи о возможной продаже, как это было воспринято?

Да, первые разговоры о возможной продаже Фольксваген Групп РУС неким инвесторам появились в середине осени. Именно тогда началась ускоренная продажа других предприятий, вспомним тот же завод Renault в Москве. У нас на предприятии постоянно появлялись слухи – нас покупает один китайский производитель, нет – тот отказался, но есть новый.

И что было затем?

А ничего, все катилось по какой-то накатанной траектории. Приближался очередной месяц – все подписывали простой и занимались своими делами. Ведь, с одной стороны, неплохо – 2/3 от среднего (заметьте, нам платили и платят не от оклада, а от среднего заработка за предыдущий год со всеми премиями) дохода перечисляют, можно устроиться по совместительству на другую работу. Очень многие так и поступили.

Понятно, да это хорошая система работы. Но ведь в какой-то момент стало ясно, что завод больше не сможет работать как Фольксваген Групп РУС?

Это стало ясно еще осенью, логистика и смежные подразделения пытались найти обходные пути и начать получать детали, попавшие под санкции, по «серым маршрутам». Но это не удалось, либо было связано с большими рисками. Видимо тогда руководство и стало искать покупателя на активы.

И что вы можете сказать об ожиданиях после информации о продаже завода в Калуге сегодня?

Вам какую версию дать – оптимистичную или наоборот?

Давайте обе.

Хорошо, начнем с оптимистичной. Как уже опубликовано в СМИ, покупателем стала компания, тесно связанная с дилерской сетью Авилон. В теории новые собственники могут наладить поставки машинокомплектов из стран Юго-Восточной Азии (скажу прямо – Китая) с перспективой освоения сборки автомобилей. Но есть масса подводных камней, которые сталкивают меня с пути оптимизма.

Например?

Любое производство требует инвестиций, а переход на модели, отличные от продукции Фольксваген или Шкода, предусматривает модернизацию линии. Кроме того, у нас очень специфичный цех окраски, как говорят – самый технологичный в России. Но он рассчитан на краски нескольких производителей, которые отказались от поставок в связи с санкциями. К нам на завод приезжала делегация китайцев с Exeed, но пока договориться не удалось. И камнем преткновения стали финансы – китайцев не устроил цех окраски, а его реконструкция достаточно затратна.

И как вы думаете, смогут ли новые собственники найти решение?

Я не люблю отвечать за других людей, не зная полностью ситуацию. Все можно сделать, наверное. Вопрос только в сроках и затратах. Ну нельзя забывать и об административных рычагах. Например, завод Renault переименовался в Москвич при активной финансовой и другой поддержке правительства Москвы. И он работает, пусть и собирает автомобили из машинокомплектов, но он что-то выпускает.

Ну хорошо, а какой пессимистичный прогноз?

Тут может быть много вариантов, не хочется изображать из себя оракула. Хороший пример завод Ford – его закрыли, работникам выплатили компенсации. И что теперь там? В 2021 г. его хотели купить южнокорейцы под производство двигателей, но февраль 2022 г. все перечеркнул. Потом была информация, что там будет производство пиломатериалов. Но эта новость от февраля 2023 г., прошло несколько месяцев – результата никакого.

Да, не очень радужный пример. Но вы бы хотели дальше работать на автомобильном заводе?

Я отработал на Фольксваген Групп РУС почти 15 лет (немного меньше, первые полгода новые работники силились в кадровом агентстве – была такая практика). Соответственно, жалко терять такой опыт, хотя он и весьма специфический. Все будет зависеть от условий труда и ситуации на рынке занятости.

Что сейчас происходит на заводе Фольксваген в Калуге?

Тишина, работников проинформировали о факте завершения сделки. Сообщили о текущих изменениях в руководстве. Будем ждать, я не думаю, что какие-то серьезные подвижки (в любую сторону) начнутся ранее осени. Тем более, что летом на заводе традиционный корпоративный отпуск, только в этом году он составляет полные 28 дней.

Сейчас идет перевод IT-структуры на новую платформу, все специфическое программное обеспечение VW и Skoda уже или отключено или перестанет быть доступным до конца мая. При этом новый собственник не потребовал сдачи служебных ноутбуков и смартфонов. Выплата аванса за май прошла без задержек, посмотрим на дальнейшее развитие событий.

Скажите, завод выпустил очень много автомобилей, в том числе специфических моделей для России. Как теперь их будут чинить и обслуживать владельцы?

Да точно так, как это было и ранее. Изменится только цена оригинальных запасных частей и расходников (например, оригинального масла VAG), увеличится срок поставки. Насколько знаю, при продаже активов Фольксваген Групп РУС новый собственник получил в нагрузку и обязанность поддержки реализованных автомобилей. По закону завод должен выпускать основные запчасти на протяжении 10 лет (кажется такой срок) после прекращения выпуска.

Чтобы вы еще хотели добавить, резюмируя наше интервью?

В первую очередь хотелось бы сказать спасибо предыдущему собственнику — Фольксваген Групп РУС. Да, он был не безгрешен, но он смог оплачивать простой на протяжении 14 месяцев, да и ближайшие 2-3 месяца оплачивать будет он же. И новому владельцу будет достаточно тяжело поддерживать уровень условий труда хотя бы на прежнем уровне. И здесь хочется пожелать ему удачи (да и всем тем, кто остается работать на заводе).

И отдельно хочется сказать спасибо всем тем, с кем я работал на предприятии. Как российским, так и иностранным коллегам, которые едва ли прочитают это интервью. Что пожелать – да всего наилучшего. Тем, кто уволился – успехов на новом месте работы, оставшимся на заводе – чтобы мои пессимистические прогнозы не сбылись.

Иван Серов

Закончил МГТУ имени Н.Э. Баумана по специальности «Технология машиностроения», инженер-технолог. Имеет опыт работы на машиностроительных предприятиях и заводах по сборке автомобилей.

Добавить комментарий