Внедорожник G-класса от компании Mercedes-Benz был разработан еще во второй половине 70-х гг. прошлого века. Впоследствии автомобиль претерпел несколько крупных модернизаций, кардинально изменивших уровень безопасности и комфорта. Автомобиль остается на конвейере, но в 2023 году является больше имиджевой моделью для Mercedes-Benz. В России автомобиль стал известен в основном благодаря популярности у крупных бизнесменов, политиков и криминальных авторитетов.
История создания
Разработка внедорожного автомобиля была инициирована в 1972 г. компаниями Daimler-Benz и Steyr-Daimler-Puch. Заказчиком проекта выступил тогдашний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, который владел 18% акций компании Daimler-Benz. Заказчик нуждался в транспорте для нужд пограничной службы, параллельно внедорожник предполагалось использовать как машину для выездов на охоту. Исполнитель же предполагал получить дополнительный доход, «подсунув» автомобиль Бундесверу. Машина была готова к серийному производству к 1975 г., хотя на тот момент стало ясно, что с мечтами о поставках Бундесверу придется распрощаться из-за высокой цены – победителем в конкурсе стал утилитарный Iltis от компании VW.
Поскольку львиную часть работ по проектированию выполнила компания Steyr-Daimler-Puch, то она и была выбрана в качестве производителя. Автомобиль G-класса получил рамное шасси с большим ходом подвески и трансмиссию с блокируемыми дифференциалами. Внедорожные возможности были оценены военными ряда стран, которые закупали автомобили для комплектации частей. В 1979 г. заказчикам были отгружены первые машины с кузовом W460, при сборке которых использовалось много ручного труда – технология осталась неизменной и по сегодняшний день.
Этапы развития
Сборка машин изначально велась на совместном предприятии Geländefahrzeug Gesellschaft mbH в Граце. После ряда реорганизаций изготовителем машин G-класса стал числиться концерн Daimler-Benz AG (сборка осталась в Граце). Базовая версия машины оснащалась 72-сильным атмосферным дизелем OM616, также выпускались внедорожники с бензиновыми моторами. С 1981 г. за доплату стала предлагаться гидромеханическая коробка.
В 1986 г. на G-классе стали использоваться системы снижения токсичности отработавших газов. В 1990 г. начался выпуск гражданских внедорожников G-класса с кузовом W463 и постоянным полным приводом. На автомобилях стали использоваться усовершенствованные мерсовские двигатели, а с 1991 г. появилась модификация 500GE, оснащенная 8-цилиндровым V-образным бензиновым мотором.
В 1992 г. дебютировало поколение W461: машины отличались упрощенной отделкой и поставлялись для нужд армейских заказчиков и других государственных структур. Гражданским лицам машины с кузовом W461 практически не продавались — для оформления сделки требовалось обосновать необходимость покупки. Массовый выпуск W461 прекратили в 2001 г., впоследствии собирались отдельные партии таких автомобилей. Например, юбилейная модель G 280 CDI Edition 30 PUR, выпущенная в 2009 г. ограниченным тиражом.
В 2007 г. была проведена крупная модернизация W463, затронувшая внешний облик и отделку салона. На внедорожнике стала использоваться осовремененная панель приборов, появилась камера заднего вида, для отделки кресел стала предлагаться алькантара. В 2012 г. из линейки выпала модификация с 3-дверным кузовом, одновременно в очередной раз обновили интерьер и экстерьер автомобиля. В конце 2013 г. прекращен выпуск модификации с брезентовым верхом, но напоследок была выпущена партия из 200 машин под обозначением Final Edition 200.
В 2018 г. дебютировало сильно модернизированное поколение G-класса, которое сохранило код W463. Мерседес W463 получил кузов с увеличенной на 121 мм шириной, в конструкции использованы детали из легких сплавов и высокопрочной стали, позволившие снизить вес на 170 кг. Передняя подвеска стала независимой, оформление панели приборов перекликается с S-классом. Весной 2023 г. компания Mercedes-Benz выпустила полумиллионный экземпляр G-класса, который был стилизован под модель 280 GE 1986 года выпуска. По официальным данным производство W463 будет продолжаться, поскольку на модель сохраняется устойчивый спрос. Кроме того, G-класс не является основным для Mercedes-Benz, компания справедливо не хочет тратить бюджет на срочную разработку преемника.
Современный модельный ряд
По состоянию на лето 2023 г. компания Mercedes-Benz предлагает несколько модификаций G-класса:
- G350;
- G400d;
- G500;
- AMG G63.
Автомобили оснащаются безальтернативной 9-ступенчатой автоматической коробкой передач 9G-Tronic и 5-дверными кузовами, рассчитанными на перевозку 5 человек. На G-классе ставится топливный бак емкостью 100 л (с учетом 12-литрового резерва). Кузов установлен на раме из стального профиля толщиной 3,4 мм.
В стандартное оборудование входят три блокировки дифференциалов с управлением с места водителя нажатием на кнопки. По умолчанию используется постоянный полный привод, задний мост установлен на пружинах и продольных рычагах. Предусмотрен режим работы трансмиссии Low Range для преодоления тяжелого бездорожья.
Основные характеристики G-класса:
- длина – 4817 мм;
- колесная база – 2890 мм;
- высота – 1969 мм;
- ширина (без зеркал) – 1931 мм;
- дорожный просвет (под картером редуктора моста) – 241 мм.
Модификация G350
Автомобиль с рядным 4-цилиндровым бензиновым мотором M274DE20AL предназначен только для поставок в Китай. Мощность двигателя составляет 258 сил, крутящий момент – 370 Н*м. Машина способна разогнаться до 190 км/ч, ускорение до 100 км/ч занимает 8,7 секунды. За счет относительно небольшого объема мотора (1991 см³) и использования наддува средний расход бензина составляет 10,7 л на 100 км.
Модификация G400d
Автомобиль оснащается дизелем OM656 с турбиной и промежуточным охладителем. При объеме 2925 см³ мотор развивает 330 сил, а крутящий момент доведен до внушительных 700 Н*м. Двигатель имеет 6-цилиндров и 4-клапанную схему газораспределения, способен разогнаться до 100 км/ч ха 6,4 секунды (максимальная скорость – 210 км/ч). Средний расход топлива составляет 10,9-11,8 л на 100 км пробега.
Модификация G500
На автомобиле установлен 8-цилиндровый V-образный двигатель M176DE40AL с наддувом, развивающий 421 силу, крутящий момент составляет 610 Н*м. Рабочий объем – 3982 см³, применена 4-клапанная схема газораспределения. Максимальная скорость ограничена на отметке 210 км/ч, ускорение до 100 км/ч занимает 5,9 секунды. Средний расход бензина – от 14,7 до 15,6 л на 100 км пути.
Модификация AMG G63
На машине установлен M177DE40AL, доработанный подразделением AMG. Мощность ДВС доведена до 585 сил, а крутящий момент вырос до 850 Н*м. Соответственно увеличился и расход топлива, который составляет 16,2 л в смешанном режиме. Разгон до 100 км/ч занимает всего 4,5 секунды, максимальная скорость доведена до 220 км/ч.
Подробнее про Мерседес АМГ G63.
Цены
Официальные поставки автомобилей Mercedes-Benz в Россию прекращены, цена G-класса в Европе начинается от 118,25 тыс. евро за модификацию 400d и от 187,25 тыс. евро за AMG G63. Машина достаточно часто встречается на вторичном рынке в России. Самые дешевые экземпляры выпуска второй половины 80-х и начала 90-х гг. стоят около 500-600 тыс. руб. Автомобили 2020-2021 гг. с пробегом до 50 тыс. км имеют цену от 12 млн руб.
Заключение
Несмотря на угловатый кузов и высокую цену, автомобиль G-класса от Mercedes-Benz остается востребованным на рынке. По требованию заказчика на машину может устанавливаться защита уровня B6 или B7. Кроме того, автомобили G-класса продолжают использоваться вооруженными силами ряда стран Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
FAQ
В каком году началось производство G-класса?
Первые автомобили были переданы заказчикам в 1979 г.
Какие варианты кузова были у G-класса?
Автомобиль предлагался с 3 или 5-дверным кузовом, до 2013 г. собирались машины с брезентовой крышей (кабриолет).
Какая коробка передач используется на машинах после 2018 г.?
На G-классе выпуска после 2018 г. ставится только 9-ступенчатая автоматическая трансмиссия.
Где ведется сборка автомобилей?
Производство G-класса всегда осуществлялось на заводе Magna Steyr на территории Австрии (в окрестностях города Грац).
Чем определяется высокая цена автомобиля?
При производстве G-класса широко используется ручной труд, малые объемы выпуска (не более 20 тыс. экземпляров в год) не позволяют автоматизировать процессы и снизить себестоимость.