Подбор масла для двигателей BMW является достаточно непростой задачей. Требования к маслу указываются в инструкции, но владельцу нужно учитывать состояние мотора, условия эксплуатации и ряд других факторов. Подбирать масло лучше в сервисе или крупном магазине, специализирующемся на поставках технологических жидкостей для автомобилей BMW.
Общие сведения
При подборе масла для мотора BMW учитывают:
- требования производителя;
- модель двигателя, мощность, наличие наддува;
- текущий пробег автомобиля – истинный по одометру или предполагаемый, в случае, когда есть подозрения на корректировку счетчика предыдущими владельцами;
- характеристики и название производителя использовавшегося ранее масла;
- межсервисный интервал;
- режим и климатические условия эксплуатации автомобиля;
- особенности системы очистки выхлопных газов.
Требования производителя BMW к качеству моторного масла менялись по мере изменения конструкции моторов и систем выпуска. Например, введение сажевых фильтров для дизелей и многоступенчатых нейтрализаторов для бензиновых двигателей ужесточило нормативы. Кроме того, постепенно увеличивался межсервисный интервал, рекомендованный заводом. Но по факту следует менять масло по отработанным мотором часам или через каждые 7-10 тыс. км, учитывая техническое состояние двигателя.
Допуски Longlife
Двигатели BMW выпуска 90-х гг. прошлого века чаще всего оснащались одной муфтой регулятора фаз, но впоследствии стали устанавливать и вторую муфту. Изначально моторы рассчитывались на использование синтетических масел с допуском Longlife-98. Производитель предписывал заливать такие масла в двигатели серий М, которые были сняты с производства к 2006 г. Впоследствии для моторов BMW ввели новый стандарт Longlife-01, полностью перекрывающий предыдущий допуск. Что касается вязкости, то бензиновые двигатели серии M рассчитаны на масла 0W-30, 5W-30, 0W-40 или 5W-40.
С началом производства бензиновых моторов серии N, отличающихся напряженным термическим режимом работы, был разработан допуск Longlife-01 FE. Масла имеют пониженную вязкость и обеспечивают сокращение расхода топлива, но не подходят для более ранней линейки моторов M. В 2005 г. появился новый стандарт Longlife-04, масла обеспечивают защиту систем выпуска с многоступенчатым катализатором или сажевым фильтром, который стал ставиться в эти же годы на дизели.
В 2012 г. появился стандарт Longlife-12, рассчитанный на бензиновые и дизельные двигатели с обозначением 14d, 16d, 18d, 20d и 30d выпуска после 2014 г., оснащенные одноступенчатым наддувом и сажевым фильтром. Спецификация основана на ACEA C2 и отличается меньшей вязкостью, что способствует экономии топлива. Стандарт Longlife-12 не имеет обратной совместимости с допусками Longlife-01 или 04, масло имеет вязкость 0W-30.
В 2014 г. был разработан допуск Longlife-14+, под который выпустили масло с вязкостью 0W-20. Это масло создано для бензиновых моторов с поддержкой технологии Efficient Dynamics и не может использоваться в дизелях. Масло не подходит для бензиновых двигателей предыдущих поколений и не совместимо с ранними допусками Longlife. Впоследствии стандарт доработали до уровня Longlife-17, учитывая жесткие экологические требования. Масла Longlife-14 и 17 можно использовать только в бензиновых двигателях N20, B38, B46, B48 и B58.
Дизели
Для дизельных моторов с сажевым фильтром подходят масла с допуском Longlife-04, но и в прочих ситуациях лучше использовать масла с таким допуском. Причина – повышенные требования к зольности, масла Longlife-01 при выгорании образуют отложения, засоряющие коллектор и клапаны, а также негативно влияющие на ресурс турбины. Производитель допускает применение масел Longlife-01 для дизелей, изначально не оснащенных сажевым фильтром.
Минимальную зольность имеют масла, относящиеся к классам ACEA С1, С2 и С3. Но снижение зольности имеет обратную сторону – уменьшение содержания моющих и противоизносных присадок в масле, что негативно сказывается на долговечности двигателя при чрезмерно длительных сроках между ТО. Следует учесть, что масла Longlife-01 для дизелей имеют вязкость 5W-30, 0W-40 или 5W-40, а Longlife-04 – 5W-30 или 5W-40.
Рекомендованные масла для дизелей BMW:
- Castrol EDGE Turbo Diesel 0W-30, соответствующее BMW Longlife-04 и API SN. Содержит пакет моющих присадок на основе кальция и противоизносные компоненты на базе бора, не оставляющие золу. Подходит для моторов как с сажевым фильтром, так и без него.
- Valvoline Maxlife C3 5W-30, удовлетворяющее требованиям BMW Longlife-04 и API SN. Имеет сниженную до -47°С температуру застывания, что упрощает холодный старт дизеля. В состав входят присадки на основе молибдена, сокращающего трение и способствующего уменьшению расхода топлива.
- Neste City Pro W Longlife III 5W-30, соответствующее BMW Longlife-04 и ACEA C3. Застывает при охлаждении до -44°С, подходит для применения практически по всей территории РФ. Не оказывает негативного воздействия на сажевые фильтры и системы нейтрализации выхлопных газов дизельных двигателей.
- Total Quartz Ineo Efficiency 0W-30, удовлетворяющее BMW Longlife-04 и ACEA С2/C3. Имеет неплохую термостабильность, но температура застывания около -42°С, что является небольшим недостатком.
- Redline Euro Series 5W-30, отличающееся очень низкой зольностью и соответствующее BMW Longlife-04 и ACEA C3. Из-за невысокого содержания моющих присадок ресурс масла не более 8000 км, к недостаткам относят малую распространенность в РФ и высокую цену.
Бензиновые моторы
Перечисленные выше масла для дизелей не допускается заливать в бензиновые двигатели BMW из-за малой зольности. При выборе необходимо учитывать поколение двигателя и требования к допускам Longlife. В 2023 г. подбор масла несколько усложнен из-за ухода многих брендов с рынка России и появления достаточно большого количества подделок.
Примеры масел, подходящих для различных бензиновых двигателей BMW:
- М43, М-50-54, М62 и М73 рассчитаны на использование масел Longlife-01, имеющих вязкость 0W-40, 5W-30, 5W-40 и соответствующих стандарту API SF или выше.
- N52 рассчитаны на заливку масел вязкостью 0W-30, 0W-40 или 5W-40 и соответствующих Longlife-01
- N43 требуют заливки масел вязкостью 5W-30 или 5W-40 и соответствующих Longlife-04.
Особняком стоят бензиновые двигатели М52 с никасиловым напылением на зеркалах. Если мотор еще не ремонтировался и покрытие цело, то необходимо заливать масла с минимальным содержанием серы. Рядные 6-цилиндровые моторы требовательны к вязкости масла из-за большой длины блока. При износе насоса наблюдается просадка давления в системе смазки, что также следует учитывать при выборе вязкости. Таким образом, подбирать масло для моторов с пробегами нужно с учетом технического состояния. Грамотный ответ на такой вопрос даст только специалист по результатам детальной диагностики двигателя в условиях сервиса. Опираться на советы владельцев других машин с форумов – ошибка, поскольку не учитывается степень износа конкретного мотора.
Заключение
Для двигателей BMW рекомендуется использовать масла с допусками, указанными производителем. Исключением является стандарт Longlife-98, который вытеснен более жестким Longlife-01. Если владелец автомобиля не может определиться с типом масла, то рекомендуется обратиться в сервис по ремонту и обслуживанию моторов BMW. Специалисты оценят состояние двигателя и подберут оптимальный тип масла, а также дадут рекомендации по эксплуатации мотора.